- Речи судебной психология
- Средство словесного убеждения посредством целенаправленной систематизации фактов рассматриваемого события, убедительной их оценки на основе результатов судебного следствия. Различается вступительная, основная и заключительная части Р.С.
Психологическая задача вступления - вызвать обостренное внимание судебной аудитории, вызвать ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.
В основной части РС излагаются фактических обстоятельств дела. Здесь целесообразен не скучный пересказ фактов, а живая, динамичная картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде: так, как событие развивалось в действительности, или так, как оно было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.
Анализ доказательств и их оценка — центральная часть РС. Все доказательства выстраиваются в систему, опровергающую одни версии и подтверждающие предлагаемую оратором версию. Доказательства выстраиваются по их нарастающей значимости. Особое место в судебной речи занимают личностные доказательства — психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего.
Заключение речи должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора и обращение к суду с четко выраженной просьбой, содержать элементы доверительности, обращенности, авансирование доверия суду.
Кони А.Ф. в статьях «Приемы и задачи обвинения», «Искусство речи на суде» отмечал, что для того, чтобы хорошо говорить на суде надо знать хорошо предмет, о котором говоришь, изучив его во всех подробностях, надо знать родной язык с его богатством, гибкостью и своеобразностью так, чтобы не искать слов и оборотов для своей мысли и, наконец, надо быть искренним. Надо готовиться к выступлению: собрать интересное и важное, составить сжатый, по возможности полный план и «пройтись» по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отредактировав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Рекомендуется одеться просто и прилично.
Говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. Тон речи может повышаться или .понижаться в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельного слова. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно и соответственно сказанному. Во время лекции не следует ходить по сцене, делать однообразные движения. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей, особенно в маленьких аудиториях. У оратора не должно быть одной какой-то точки, к которой вес время привлекается его взор. Оратор должен быть достаточно освещен: лицо «говорит» вместе с языком. От него требуются большая выдержка и умение владеть собой при всех неблагоприятных обстоятельствах; никакие отвлекающие причины не должны на него действовать. Нужно избегать шаблона речи. Форма речи должна быть простая, понятная. Иностранные слова можно употреблять, но их следует тотчас же объяснить, не задерживая надолго движение речи. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее); она должна быть искренней, как и вся речь вообще. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но говорить об этом нужно спокойным тоном. Необходимо вызвать обостренное внимание судебной аудитории, вызвать ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.
Окончание речи должно быть связано с ее началом. Надо помнить, что конец выступления - разрешение всей речи. О заключительной части речи А.Ф. Кони пишет: «Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять собственного лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами..».
(И.И. Аминов)
Литература: Алексеев Н.С. Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. - М., 1989; Колонтаевская И.Ф. Педагогические идеи в трудах А.Ф. Кони // Правовые воззрения А.Ф. Кони и современность. Материалы межкафедрального научного сбора. - М., 1994;.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996; Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. – М., 2000
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.